Независимо от того, сколько лет картинной раме, процесс ее восстановления всегда требует сосредоточенности и ответственности. Особую сосредоточенность и аккуратность надо проявлять в случае реставрации старинных рам, выполненных из багета, особенно если он относится к историческим или художественным ценностям. В прошлые века к изготовлению багета относились очень серьезно, особенно, это касается тех случаев, когда багет использовали в качестве оформления для картин известных художников. В этом случае художник либо делал эскиз орнамента для мастера-изготовителя, либо принимался за его изготовление собственноручно.
Один из величайших художников мира – Леонардо да Винчи – считал, что правильно подобранный багет способен создать ореол, который придаст картине дополнительную таинственность. Старинные рамы, которые прошли через реставрационную мастерскую, являются образчиками искусства и примером для современных мастеров при создании картинных рам из багета.
Перед тем, как происходит реставрация багетных рам, каждое изделие тщательно осматривают. Как правило, первоначальный осмотр осуществляется с помощью фотографий. К сожалению, время оставляет свои следы абсолютно на всем. Кроме этого, рама попадает под влияние солнечного света, различных температурных режимов, особенно при длительном хранении. Часто багет подвергается и механическим повреждениям в виде различных трещин, сколов, возможно и отсутствие некоторых частей лепных элементов или утрата позолоты.
После того, как мастер тщательно осмотрел и изучил все повреждения на раме, начинается непосредственно сама реставрация багета, которая состоит из нескольких этапов. Первый этап – это восстановительные работы, которые включают в себя разборку рамы, при необходимости удаляются более поздние укрепления. На этом же этапе происходит и восстановление лепных элементов, восстановление размеров багета под размеры картины. Если некоторые фрагменты багета отсутствует, то мастер изготавливает недостающие фрагменты согласно оригинальным узорам. Для изготовления фрагментов используется специальная смесь.
К реставрационным работам надо подходить творчески. Основная задача реставрации – это сохранение оригинальности рамы, продление срока ее службы. В некоторых случаях после реставрации, рама придает картине более современный вид. В процессе реставрации мастер должен учесть все возможные варианты, чтобы добиться более качественных результатов.
К сожалению, некоторые виды рам не поддаются реставрации: металлические, рамы с повреждением лакового покрытия или покрытые сусальным золотом прошлых веков.