Алексей Александрович Бахрушин – это коллекционер-легенда, начавший свое собрание не по велению души, а как говорится «на спор». Поспорив с купцом-собирателем Н. А. Куприяновым, что за год соберет коллекцию, он так увлекся этим процессом, что в итоге собрал целый музей.
Алексей Александрович Бахрушин родился 31 января 1865 в семье богатейших поставщиков кожи и сукна. С ранних лет ему была привита любовь к искусству и театру. С 16 лет он постоянно посещал Большой театр, был поклонником труппы Малого театра и даже играл на сцене Перловского театрального кружка. Его увлечение театром со временем стало смыслом жизни.
Окончив гимназию Ф.Креймана он включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья», но театр и коллекционирование его увлекало все сильнее и сильнее и вскоре он полностью отошел от дел мануфактуры.
Коллекционер Бахрушин «переболел» различными увлечениями. Это были и восточные редкости, и вещи времен Наполеона I. Но все же театр сделал свое дело. В его дом стали стекаться различные театральные афиши, плакаты, фотографии актеров, гравюры, картины, эскизы костюмов и сами костюмы, а так же личные вещи актеров. Алексей Александрович Бахрушин никогда не скрывал своей коллекции и открывал ее не только для ближайших друзей, но и для театральной общественности Москвы, создав первый Московский литературно-театральный музей.
Целью коллекционера было не просто собирание театральных реликвий и ценностей, но и отражение в коллекции истории отечественного театра, от зарождения до современности. Часто посещая Сухаревку и лавки Н.Г. Африканова и В.И. Лекатто, он стремился выискивать интересные экспонаты и самостоятельно, а не только через профессиональных антикваров. Алексей Александрович, бывая за границей собирал и европейские театральные редкости, создав в музее целое направление по истории западноевропейского театра. Именно из своих поездок он привез потрясающую коллекцию итальянских масок театра комедии и многие редчайшие музыкальные инструменты.
Алексей Александрович Бахрушин определил три основных направления своего музея: литературное, драматическое и музыкальное. Именно поэтому музей получил название литературно-театрального. Литературная часть музея включала в себя редкие издания пьес, сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Были здесь и переписки и записные книжки, и даже дневники. А рукописные тексты составляли огромную часть коллекции.
Драматический раздел включал собрания декораций, афиш, театральных программ, портреты, скульптуры и прочие предметы театрального быта. Эта часть коллекции была основной, и Алексей Александрович особенно дорожил ей. Личные вещи актеров представляли собой особенную ценность по редкости и богатству собранных в коллекции экспонатов.
Коллекция Алексея Александровича Бахрушина вызывала неподдельный интерес у ученых, историков театра, издателей и режиссеров. Его собрание неоднократно было представлено на различных выставках, таких как выставка в Париже в 1900 году, Первая русская театральная выставка в Петербурге в 1908, Вторая русская театральная выставка в Москве в 1909 году и во многих других выставках.
Музей, созданный Бахрушиным располагался в большом особняке на Лужнецкой улице. Первоначально под коллекцию были отданы только некоторые помещения, но постепенно она росла, занимая все новые и новые комнаты. Алексей Александрович хотел подарить музей Москве, но чиновники отказались от этого уникального подарка, не желая заниматься размещением и хранением экспонатов. Поэтому 25 ноября 1913 года все собрание было торжественно передано Академии наук. С этого момента музей стал именоваться музеем имени Алексея Александровича Бахрушина.
< Предыдущая | Следующая > |
---|